21 декабря 1914 года, 105 лет назад, началась Сарыкамышская операция русской армии на Кавказском фронте Первой Мировой, в ходе которой турки потерпели сокрушительное поражение.
29 и 30 октября (11–12 ноября) 1914 г. турецкий флот обстрелял Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск, после чего 2(15) октября 1914 г. Россия объявила Турции войну. На Кавказе была образована Кавказская армия, главнокомандующим которой автоматически стал Наместник Е.И.В. на Кавказе граф И.И. Воронцов-Дашков. Однако граф был, прежде всего, администратором, а оперативное руководство войсками было сосредоточено в руках его помощника по военной части генерала от инфантерии А.З. Мышлаевского. Штаб Кавказской армии, который располагался в Тифлисе, при Наместнике, возглавил генерал-лейтенант Н.Н. Юденич.
Разработанные перед войной планы предусматривали на Кавказе активную оборону, поскольку изначально никто не предполагал, что слабая Кавказская армия может вести широкомасштабные наступательные операции. А поскольку, что когда в августе 1914 г. начались военные действия на австро-германском фронте, а Османская империя пока что объявила – из тактических соображений – о своем нейтралитете, с Кавказского ТВД на Западный ТВД были переброшены все Кавказские армейские корпуса за исключением I Кавказского корпуса, а взамен сюда через некоторое время прибыл значительно более слабый II Туркестанский армейский корпус.
Начало военных действий
В день объявления войны русские войска тремя отрядами перешли турецкую границу, действуя на двух основных оперативных направлениях. Основные силы были развернуты на Красно-эрзерумском направлении. Здесь главный удар наносил Сарыкамышский отряд (основу которого составил I Кавказский армейский корпус: 39-я пехотная дивизия и 2-й бригада 20-й пехотной дивизии, а также казачьи части), которым командовал генерал от инфантерии Г.Е. Берхман. Здесь же наступали более слабые Ольтинский отряд (1-я бригада 20-й пехотной дивизии, усиленная артиллерией, 6 казачьих сотен) начальника 20-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Н.М. Истомина и Кагызманский отряд (Кубанская пластунская бригада) генерал-майора М.А. Пржевальского. 2-й группа войск Кавказской армии состояла из Эриванского (ген. П.И. Огановский), Макинского и Азербайджанского (ген. Ф.Г. Чернозубов) отрядов. Фланги прикрывались небольшими мобильными отрядами. На эти две группы было возложено выполнение основной задачи по обороне Кавказа, остальные выполняли в основном вспомогательные задачи: Батумская группа (Батумский и Чохорский отряды) обороняла правое крыло и Михайловскую крепость; 4-я группа охраняла дорогу Энзели–Тегеран, а 5-я, составлявшая резерв фронта (II Туркестанский армейский корпус и гарнизон Карса; всего 27 батальонов, 27 сотен и 24 орудия), охраняла Тифлис и тыл фронта.
К 6(19) ноября, успешно продвигаясь на Эрзерумском направлении, Берхман взял под контроль Кара-Дербентский горний проход и стратегически важную Кеприкейскую позицию. , находившейся посреди пути от турецкой границы до Эрзерума. Одновременно Ольтинский отряд вышел к Иду, а Эриванский, прикрывая фланг Сарыкамышского отряда, занял Баязет, Алашкерт и Каракилису.
Русским войскам на Кавказе противостояла 3-я армия Гасана-Иззета-паши (начальник штаба германский майор Ф. Гузе), развертывавшаяся в Западной Армении. Главные силы армии – IX и XI корпуса – собирались в районе Эрзерума, куда также подтягивался Х корпус. Кроме того, в состав армии входили 2-я кавалерийская дивизия, 4,5 курдских дивизий, пограничные и жандармские войска (всего ок. 100 батальонов, 165 эскадронов и сотен, 244 орудия). Турецкий план предусматривал уничтожение основных сил русской армии в районе Сарыкамыша. На левом фланге – захват Ардагана, Батума с дальнейшим продвижением на Тифлис; на правом – захват Иранского Азербайджана, Джульфы, Нахичевани с дальнейшим продвижением на Баку, Елизаветполь. Наступление русских войск привело к тому, что туркам пришло активизировать свои действия. 26–29 октября (8–11 ноября) в сражении при Кепри-Кее турки отбросили войска I Кавказского армейского корпуса, а затем 30 октября (12 ноября) выбили русские войска с Завинской позиции. 13(26) ноября Гасану-Иззету-паше удалось вытеснить Сарыкамышский отряд на линию Алакилиса–Ардос–Хоросан.
Наступление турецких войск
8 (21) декабря на Кавказ прибыл военный министр Османской империи Энвер-паша, который собирался не просто нанести поражение русским войскам, но и осуществить чрезвычайно амбициозный пантюркиссткий план: «Вторгнуться в пределы России и поднять все мусульманское население Кавказа, Поволжья и Средней Азии. Это должно было привести к созданию Великого Турана – от Казани до Суэца и от Самарканда до Адрианополя».
На фронте складывалась опасная ситуация для русских войск, поскольку развернутые между Сарыкамышем и Кепри-Кеем основные силы Кавказской армии оказались сильно выдвинуты вперед. Создавалась угроза обхода противников правого русского фланга с последующим выходом в тыл, а в случае если турецким войскам удалось бы перерезать железную дорогу Сарыкамыш–Карс, русский войска оказались бы в ловушке. Турецкий план предстоящей операции заключался в том, чтобы силами XI турецкого корпуса, при поддержке кавалерии и курдской иррегулярной конницы, провести демонстрацию на фронте Сарыкамышского отряда и сковать его. Одновременно IX и X турецкие корпуса должны были нанесли мощный удар с фланга, выйти в тыл, перере6зав пути отступления русской армии. Затем, как рассчитывал Энвер-паша успехи османских войск вызовут восстание мусульманского населения и Кавказ будет потерян для России.
9 (22) декабря Х турецкий корпус, начал обходной маневр через Ольты, и нанес сильный удар по значительно уступавшему ему в численности Ольтинскому отряду и выбил его из Ольт. Ситуация несколько улучшилась после того, как 10 (23) декабря Сарыкамышский отряд отбил фронтальную атаку XI турецкого корпуса. 11 (24) декабря из Тифлиса на фронт прибыли А.З. Мышлаевский и Н.Н. Юденич: первый принял командование армией, а Юденич – II Туркестанским армейским корпусом. На следующий день – 12 (25) декабря – IX турецкий корпус прорвал русские позиции, взял Бардус, перевалил через Бардусский перевал и начал наступление на Сарыкамыш. Ситуация в районе этого передового пункта Кавказской армии была критической, русские войска держались из последних сил. Хотя от установившейся холодной погоды страдали обе стороны, тем не менее, из-за нее скорость продвижения турецкий войск заметно снизилась, увеличилось число обмороженных, что дало русскому командованию необходимое время, чтобы за счет ослабления других участков фронта усилить Сарыкамышское направление.
В этот момент Мышлаевский, крайне негативно оценивший ситуацию, пришел в выводу, что II Туркестанский корпус уже не спасти, и вечером 15 декабря отдал приказ войскам Кавказской армии отходить. Полученные Юденичем инструкции были близки к панике: «Ввиду прорыва турок предлагаю Вам вступил в командование войсками I Кавказского и II Туркестанского корпусов… Вы должны разбить турок у Сарыкамыша и открыть себе выход на Карс вдоль железной дороги, а при невозможности – на Каракурт и далее по обходным путям в направлении к Карсу… Для облегчения Вашего отступления можно уничтожить часть Ваших обозов и бросить излишние тяжести». При этом Мышлаевский оставил войска и отправился в Тифлис, где, пытаясь оправдать свои действия, представил доклад об угрозе турецкого вторжения на Кавказ, чем вызвал панику и дезорганизацию тыла армии.
Контрнаступление Н.Н. Юденича
Решающую роль в спасении Кавказской армии сыграл генерал Юденич, который быстро среагировал на создавшуюся тяжелую ситуацию, сумел не только быстро принять правильные решения, но и добиться их утверждения и выполнения.
Первоначально при подходе турецкий войск к Сарыкамышу оборону города возглавил полковник Н.А. Букретов, который сформировал сводный отряд и сумел отбить атаки передовых турецкий частей. 14 (27) декабря в город вступили части 1-й Кубанской пластунской бригады генерала М.А. Пржевальского, который принял на себя руководство обороной Сарыкамыша. 16 (29) декабря турки ворвались на окраины Сарыкамыша, но были выбиты, а утром следующего дня, после отражения последней атаки турок, их наступление, в результате организованных по приказу Юденича контратак, было остановлено.
В тот же день Юденич, наконец, получил приказ Ставки принять на себя руководство войсками и «локализовать прорыв противника и восстановить положение». Этим приказом ему предоставлялась относительная свобода рук и он получал право принимать решения. Уже 17(30) декабря он сообщил командиру I Кавказского армейского корпуса генералу Берхману: «Нам мало отбросить турок от Сарыкамыша. Мы можем и должны их совершенно уничтожить. Настоящим случаем должно воспользоваться, другой раз он не повторится». 19 декабря 1914 г. (1 января 1915 г.) русские войска нанесли сокрушительный удар и нанесли поражение IX турецкому корпусу, на следующий день русские части ворвались в Бардус, а генерал Берхман разбил стоявший перед его отрядом XI турецкий корпус.
21 декабря (3 января) Юденич вновь начал атаку позиций IX и Х турецких корпусом под Сарыкамышем и после 8-дневных боев уничтожил первый из них. Х корпус был вытеснен в горы, под удар Ольтинского отряда. К 4–6 (17–19) января 1915 г. положение на всем протяжении фронта было восстановлено. Однако из-за усталости войск 5 (18) января 1915 г. преследование деморализованных турок было остановлено.
Поражение турок было сокрушительным. Граф Воронцов-Дашков «признал, что в исключительно трудной обстановке генерал Юденич спас положение и вопреки приказу генерала Мышлаевского своим волевым стремлением к победе достиг ее, несмотря на более чем двойное превосходство турок».